Основная информация
Троянский монастырь (Troyan Monastery), расположенный в 10 км юго-восточнее старого балканского города Трояна, является третьим по величине монастырем Болгарии после Рильского (Rila Monastery) и Бачковского (Bachkovo Monastery). Построенный на высоте 400 метров выше уровня моря у подножия Балканских гор, окруженный живописным лесом и рекой Черный Осам (Cherni Osam), Троянский монастырь считается красивейшим местом паломничества в Болгарии.
Согласно монастырской летописи, в конце 16-го века в здешних местах жил некий монах-отшельник со своими учениками. Весть о монахе быстро распространилась по округе; к нему стали приходить местные жители за советами и с просьбами. Один иеромонах, направляясь из Св. Горы Афон (Mt Athos) в Валахию (современная Румыния), посетил это место и оставил подвижникам копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Вскоре была построена деревянная церковь Успения Девы Марии (Assumption of Virgin Mary’s Church) и несколько келий.
С момента основания до 1830 года монастырь не раз переживал трудные времена. В период Османского господства его разорили турки. После изгнания османов с болгарской земли Троянский монастырь находился в зависимости от греческой епархии Ловеча (Lovech), которая использовала монастырские леса и земли для своего обогащения. В 1830 году монашеская делегация посетила Патриархат в Константинополе (современный Стамбул), чтобы предоставить запрос о религиозной, административной и экономической независимости Троянского монастыря. Специальная Грамота, датированная 4 декабря 1830 года и подписанная всемирным Патриархом Констандиосом (Constandios), подарила монастырю долгожданную автономию, объявив его ставропигиальным, т.е. освобожденным от юрисдикции местного епископа Ловеча и относящимся к непосредственному Патриаршеству Константинополя. С этого момента монастырь стал расти и развился в культурно-религиозный центр.
Во второй половине 19-го и в первые десятилетия 20-го века Троянский монастырь являлся средоточием письменности и просвещения в Болгарии. С 1919 по 1934 гг. в монастыре помещалось специальное монашеское училище, в котором преподавались общеобразовательные предметы. Монастырь не стоял в стороне и от народных стремлений к свободе: в 1872 г. здесь был основан Комитет, в который входила почти вся братия из 80 монахов. Во главе с игуменом архимандритом Макарием (Makarii) (1831–1906 гг.) монастырь принимал участие в переходе русских освободителей через Троянский проход, а в дни лютой зимней стужи 1878 г. оказывал помощь по прочистке пути и доставке провизии русским войскам. В годы Освободительной русско-турецкой войны в монастыре работал лазарет. В 1974 г., согласно решению Священного Синода Болгарской Православной Церкви, в Троянском монастыре открыт барельеф архимандрита Макария.
Монастырь построен в стиле болгарского Ренессанса. Часовня св. Николая-Чудотворца (The chapel of St Nikolay the Miracle-Worker) в настоящее время самая старая, но хорошо сохранившаяся постройка комплекса; она находится в получасе ходьбы от монастыря. Церковь Успения Девы Марии (Assumption of Virgin Mary’s Church) возведена в 1835 году мастером Константином из деревни Пештера (Peshtera). Построенная из пористого известняка и больших кирпичей, деревянная церковь производит незабываемое впечатление.
Хотя монастырские здания сооружены разными архитекторами в разное время, они замечательно гармонируют друг с другом. Жилая часть представляет собой четырехэтажное строение с длинными открытыми верандами, выходящими на внутренний двор, с колоннами и парапетами в стиле старых болгарских келий.
Фрески монастыря и церкви расписаны в 1847–1849 годах известным болгарским художником Захарием Зографом (Zahari Zograf) из Самоковской школы искусства и иконографии (Samokov school of art and iconography). Над фресками работали и другие мастера школы, в том числе брат Захария Зографа Димитар (Dimitar Zograf). По традиции, рядом с портретом аббата Захарий оставил на стенах Трянского монастыря свой автопортрет. Еще одна замечательная картина над алтарем – изображение 27 монахов, живших в те годы в монастыре. Интересная живопись, которая не типична для стеновых росписей того времени – фреска, изображающая льва и слона на внешней стене монастыря. В этих животных Захарий Зограф символизировал силу и терпение болгарского народа в борьбе с Османским игом. Иконостас церкви, вырезанный из дерева грецкого ореха мастерами Трявнинской Школы искусства (Tryavna school of Art), является еще одной достопримечательностью церкви.
В наши дни монастырский комплекс имеет большую гостиницу с современно оборудованными комнатами. В округе работают магазины, многочисленные рестораны, пабы и кафе, которые предлагают туристам большой выбор национальных блюд и знаменитую сливовую настойку, приготовленную по древним монастырским рецептам.
К воротам монастыря ведет хорошо размеченная асфальтированная дорога из города Троян.