Основная информация
Кафедральный храм-памятник "Успение Пресвятия Богородици" расположен в центре города Варна и на сегодняшний день является одним из самых известных зданий в городе и символом Варны. Это храм для верующих и одновременно достопримечательность для туристов. Вид с колокольни прекрасен, но чтобы насладиться им, вам придется преодолеть 133 ступеньки узкой винтовой лестницы.
История этой замечательной церкви начинается в первые годы после освобождения Болгарии от османского ига. К тому времени болгарское православное население города быстро увеличивается и для того, чтобы возродить дух русской Православной церкви и продемонстрировать свою близость к ней был приглашен князь Дондуков-Корсаков для участия в торжественной службе в болгарской церкви Святого Архангела Михаила.
Князь был очень разочарован храмом Святого Архангела Михаила и высказал предложение о постройке нового собора, строительство которого он собирался профинансировать.
9 ноября 1879 года епископ Симеон созвал церковную общину, тогда же был избран комитет по подготовке строительства нового храма.
Для строительства храма требовался материал, он доставлялся из ближайших окрестностей. Из Англии были доставлены медные покрытия и каменные блоки для возведения внешних и внутренних колонн, а также каменных стен и арок.
Первый камень был заложен в честь князя Александра Батенберга, он прибыл в Варну 4 августа 1880 года. Церемония состоялась 22 августа 1880 года после молебна, с благословения епископа Симеона, в присутствии многочисленных православных болгар и армян. Это событие настолько было важным для страны, поэтому князь дал помилование всем заключенным в тюрьмах Варны.
Наречение храма именем Пресвятой Успенской Богородицы было выбрано не случайно, а в память о Всероссийской императрицы Марии Александровны.
Под храм было выделена обширная территория, включающая сами строения и сады.
Строительство храма продолжалось много лет. Архитектором Маасом, была предложена модель одной из церквей в Петербурге. Однако его проект оказался дорогостоящим, и комиссия от него вынуждена была отказаться. Дальнейшее строительство велось под руководством муниципального архитектора Купки.