Основная информация
Асенова Крепость – средневековая крепость. Расположена в 2.5 км. к югу от Асеновграда на высоким холме при входе в узкое ущелье Чепеларской реки.
Крепость была заложена до XI века для охраны важной стратегической и торговой дороги из Пловдив в Эгейскую Фракию.
В 1230-1231 годах крепость была восстановлена и достроена болгарским царем Иваном Асенем Вторым. До наших дней от Асеновой крепости сохранились только развалины и двухэтажная однонефная церковь с низким куполом и колокольный поставленной над притвором – оригинальный архитектурный памятник. К крепости ведет панорамный путь.
История крепости тесно переплетается с судьбой династии Асенов, основателей Второго Болгарского царства (1187—1396).
Самый древний из городских храмов — церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот известен с очень давнего времени. Он был разрушен крестоносцами Фридриха Барбароссы в 1189 году, восстановили его при царе Иване Асене I десять лет спустя. Но после установления в Константинополе Латинской империи храм вновь подвергся разрушению. И вновь отстроил его Иван Асен П. Этот обновленный храм просуществовал до 1600 г., когда его уничтожил турецкий воинский отряд во главе с Хасан-хаджой.
Более 150 лет спустя, в 1765 г., отец и сын Георгий Димов и Димо Георгиев, придя в праздник Успения из соседнего города Костура, увидели, что местные жители ставили свечи на развалинах, где некогда стояла церковь. Они отправились в Константинополь и выхлопотали разрешение на восстановление храма. Отстроили храм в том же году. Антиминс и два образа - Пресвятой Богородицы Элсусы (Милующей) и Христа Спасителя — принесены были со Святой Горы Афон, из Ватонедского монастыря. Освятил антиминс последний архиепископ Охридский Арсений, находившийся в заключении в Ватопеде. Он же рукоположил во пресвитера Димо Георгиева. Но вскоре греческий митрополит Пловдивский Самуил запретил славянское богослужение в храме и лишил сана болгарского священника. Викарий митрополита Самуила епископ Ликийский Каллиник заново освятил храм и новый антиминс. Следует отметить, что, как мы увидим в дальнейшем, даже на количестве храмов в городе и их расположении сказалась долгая церковно-этническая борьба между утверждавшими панэллинизм фанариотами и болгарами, изо всех сил отстаивавшими национальную самостоятельность,— борьба, закончившаяся провозглашением автокефалии Болгарской Церкви, признанной Константинополем лишь после Второй мировой войны.
В 1811 г. происходили работы по обновлению иконостаса храма. Мастера — резчики по дереву Коста Колев и Коста Масиков работали над ним в течение десяти лет. На царских вратах мастера вырезали древний болгарский герб — льва со скипетром. Над северными вратами алтаря — пробуждающийся лев с секирой. Над южными, над Ватопедской иконой Божией Матери — лев, сокрушающий гроб и выводящий из него мертвеца.
Иконы в иконостасе принадлежат кисти Христо Димитрова Самоковца и сыновей его Димитрия и Захарии Зографа.
Над храмовым образом письма Захария Зоографа изображено возвращение соглядатаев из земли Обетованной, над чудотворным об разом Ватопедской Божией Матери — образ Богоматери «Ширшей небес».
Под иконой Спасителя — изображение изгнания прародителей из рая, а под образом Предтечи и Крестителя Иоанна — усекновение главы его. Весь иконостас покрыт сплошной резьбой, в которой искусно переплетаются мотивы, заимствованные из растительного и животного мира.
Из дальнейшей истории храма известно, что в нем служил иеродиакон Игнатий — Васил Левский, борец за освобождение болгарского народа от османского владычества. Будучи насельником обители св. Параскевы-Пятницы, отец Игнатий организовал там тайный народно-освободительный комитет.
Во время воины за освобождение Болгарии на чердаке «женской церкви» храма (раньше в болгарских церквах были особые отделения для женщин) укрывалась женская часть населения города. Отсюда жительницы Асеновграда следили за отступлением турецкого гарнизона и подходом русских войск к городу.
Северный престол Успенского храма освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, южный — во имя св. великомученика Мины. Старый, освященный в 1766 г. епископом Каллиником антиминс главного — Успенского — престола заменен на новый в 1939 г. митрополитом Пловдивским Кириллом, впоследствии Патриархом Болгарским.
Вскоре после своей патриаршей интронизации в 1953 г. Святейший Кирилл посетил храм. По его предложению в притворе храма был создан параклис (часовня) во имя всех святых Болгарских. Внутри храма есть и другой параклис — во имя Архангела Гавриила.
При храме устроен музей, где хранятся старинные иконы, богослужебные сосуды и церковная утварь, а также старопечатные книги, в том числе Ирмологий 1825 г., много гравюр с Афона и из Рильского монастыря.