Основная информация

Боянская церковь – часть мирового культурного наследия.

Боянская церковь - памятник болгарской средневековой архитектуры и живописи.

Решением ЮНЕСКО с октября 1979 года в Люксоре (Египте) она была включена в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО под номером 42.

В 1996 году в цикле документальных программ «Сокровища мира» немецкая программа 3-САТ показала фильм о Боянской церкви по заказу ЕС при содействии ЮНЕСКО.


МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Боянская церковь, известная как один из самых совершенных и полностью сохраненных памятников восточно-европейского средневекового искусства, находится в 8 км от Софии, в селе Бояна в подножии гор Витоша, откуда церковь и получила свое имя – Боянская церковь, среди огромных деревьев в утонувшем в зелени дворе.

Расположенная в предместьях Софии, Боянская Церковь состоит из трех пределов.

Восточная церковь была построена 10-ом столетия, затем в начале 13-ого столетия расширена Себастократором Калояном, который приказал установить рядом с ней второе двух-этажное здание. Фрески в этой второй церкви, выполненные в 1259 году, являются одними из наиболее ценных средневековых изображений. Ансамбль закончен третьей церковью, построенной в начале 19-ого столетия. Все вместе представляет собой один из наиболее законченных и совершенных комплексов памятников восточноевропейского средневекового искусства.


ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

История храма Святого Николая и Святого Пантелеймона возвращает нас к далекому Х веку, когда на этом месте была построена небольшая церковь. Само село Бояна было крепостью, известной под именем Батил. В ХІ веке существовало укрепление, которое играло важную роль в войнах с Византией.

Позднее, в ХІІІ веке, по воле севастократора Калояна – владетеля Средеца (это средневековое имя Софии), старая церковь была расширена, рядом с ней воздвигнута новая двухэтажная церковь, обе были богато разукрашены. В начале ХІХ века к так называемой «Калояновой церкви» была добавлена еще одна пристройка.


АРХИТЕКТУРА

Церковь состоит из трех частей, построенных в различные эпохи. Самая старая – восточная - представляет собой небольшую однокупольную церковь ХІ века, построенную согласно местным традициям.

Вторая часть - двухэтажная, плотно прилегает к западному фасаду старой церкви и стилево связана с ней. Надпись на северной стороне нижнего этажа гласит следующее: “Воздвигнута на средства, и с большой любовью Калояна… в лето 6767 – 1259 г. Нижний этаж был гробницей местных бояр и непосредственно связана с часовней, а верхняя часть - церковь. Третья, самая западная часть церкви представляет собой позднюю пристройку с ХІХ века (1882 г.) без особой художественной стоимости.


СТЕНОПИСИ

Боянская церковь получила мировую известность, прежде всего, благодаря уникальным стенописям с 1259 года - дело неизвестного иконописца периода Второго болгарского царства (12-14 вв.), являющих собой одну из самых ценных коллекций средневековой живописи.

Стенописи в Боянской церкви - из трех разных эпох- ХІ, ХІІІ и ХІV-ХV веков. То, что придает им высокую художественную стоимость - это изображения с 1259 года. Сценами или в отдельности исписаны 240 фигур, 89 сцен и композиций. Среди них самым древними считаются изображения Святого Иоанна Рильского Чудотворца (Небесного покровителя Болгарии), Святой Петки (Параскевы) Тырновской, ктиторов и владетелей Второго болгарского царства царя Константина-Асена Тихого и царицы Иоанны, Калояна и Десиславы, которые были ктиторами церкви, т.е. на их средства была построена и изрисована церковь.

Калоян изображен как высокий мужчина с черной бородой и усами. На голове у него корона, украшенная синими драгоценными камнями и жемчугом, как этого требовал установленный этикет. В руках он держит модель храма, который подносит Богу - это символическое выражение того, что Калоян потратил и украсил на свои средства церковь. Десислава изображена как молодая, стройная женщина. Одета она в длинную до земли золотистую одежду, украшенную концентрическими окружностями и вписанными в них львами. Голова Десиславы увенчана короной, богато украшенной красными и зелеными драгоценными камнями и жемчугом. Портреты севастократора Калояна и его жены Десиславы - одни из самых замечательных примеров болгарской живописи.

Боянская церковь – один из немногих сохранившихся средневековых памятников, свидетельство значимого вклада болгарского монументального изобразительного искусства этого периода в европейское культурное наследство.

Отзывы об этом месте: Написать отзыв